Гнездовья динозавров — совсем как птицы

Похоже, что философская дилемма о первичности курицы или яйца решилась в пользу последнего. Ведь необходимость высижывать яйца так, как это делают птицы, появилась задолго до возникновения этих пернатых животных. И, собственно, «авторами» этого стали динозавры.

В 1924 году Генри Файрфилдом Озборном был описан необычный скелет динозавра, найденного в пустыне Гоби, что в Монголии. Необычность эта заключалась в том, что остатки древнего животного лежали на кладке яиц, как тогда считали, динозавра Эндрюса. Осборн был уверен, что описанный им динозавр был вором-розорителем чужих гнезд, питаясь яйцами, соответственно, он и присвоил ему название Яйцекрада рогатолюбивого, более известного общественности под латинизированным именем овираптор. Понадобилось целых 70 лет, чтобы доказать, что озборновский Яйцекрад совсем не крал яиц, а был заботливой матерью, которая высиживали собственное потомство. Впоследствии, палеонтологи нашли гнезда других мелких динозавров, которые высиживали яйца. А потом оказалось, что все динозавры были теплокровными и покрыты перьями, а некоторые даже были способны к полету. В конце концов, птиц и «ужасных ящеров» объединили в единую эволюционную группу — Динозавры.

Генри Фэрфилд Осборн

Однако, сложилась ситуация, что сведения о высиживании яиц мелкими динозаврами-тероподами широко известны и не вызывают сомнений, то в отношении гигантских динозавров, вроде, Тиранозавра королевского, вопрос оставался открытым до последнего времени. Представьте себе, что это животное весило 6,5-7 тонн. То есть, садясь на кладку яиц, она ее просто бы раздавила своей массой. Поэтому ученые предполагали, что гигантские тероподы строили гнезда из почвы и растительных остатков, как это делают крокодилы, или же просто закапывали их в почву, как черепахи. В таких гнездах яйца инкубировались, а впоследствии вылуплялся молодняк.

Из палеонтологических находок гнезд динозавров очень трудно сказать яйца находились на поверхности почвы или были закопанными. Для установления истины требовались косвенные методы исследования, например, изучение скорлупы яиц динозавров на пористость. Зная эту пористость, ее несложно сравнить с ближайшими живыми родственниками нелетающих динозавров (в современном понимании, динозавров разделяют на две группы: птиц и нелетающих динозавров) — птицами и крокодилами. У первых пор в скорлупе яиц мало, что препятствует потере воды при насиживании в открытых гнездах, а у вторых — много, поскольку гнезда крокодилов влажные и построены из ила и растительных остатков. Как оказалось у огромных тероподов динозавров пористость скорлупы яиц очень близка к таковой же пористости у птиц. Вывод напрашивается сам собой — гнезда этих животных были открытого типа, и очевидно, что яйца высиживались.

Терпод

Но как такие тяжелые животные осуществляли высиживание? Ответ на этот вопрос дает форма гнезд и особенности кладки яиц. Оказывается, яйца мелких тероподов лежали в гнезде подобно большинству современных птиц — в небольшой кучке. Тогда как у гигантских динозавров яйца в гнездах были собраны в огромные кольца со свободным пространством в центре, достаточным, чтобы самка могла спокойно усесться. Такое поведение свидетельствует не только о наличии у динозавров заботы о потомстве, но и косвенно доказывает видения о теплокровности и пернатости этих давно вымерших животных. Смысл отогревать яйца есть тогда, когда температура тела выше температуры среды. А кроме того, высиживание яиц, разложенных в большое кольцо вокруг самки целесообразно только в случае перьевого покрытия тела больших тероподов динозавров. Ведь покрытие перьями является замечательным теплоизолятором — яйца бы равномерно согревались, тогда как голый, хотя и теплокровный, динозавр нагрел бы их только с одной стороны.

С каждым новым открытием в палеонтологии динозавров, мы делаем прогресс в понимании их биологии и экологии, а наши видения этих животных приближаются к истинности и понимания непростого процесса эволюции жизни на Земле.